Чёрная пятница
Стараниями маркетологов термин «чёрная пятница» укоренился в нашем обиходе и стал символом чего-то приятного, практически новогоднего. «Чёрная пятница» — это пятница после Дня благодарения в США, с неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж.
Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в XIX веке, а сам термин «чёрная пятница» появился в 60-х годах в Филадельфии, где по пятницам после Дня Благодарения проходил футбольный матч, из-за которого съезжалось много людей. На дорогах были пробки, а у магазинов — толпы покупателей. Полицейским в этот день запрещалось брать выходной, и они прозвали этот день «чёрной пятницей».
Всё это звучит привлекательно, напоминает о грядущем Новом годе и поре дарить и получать подарки. Но, как всегда, у всего есть обратная сторона, и нас эта сторона традиционно интересует больше, чем лицевая. Не потому, что мы во всём выискиваем негатив, а потому, что так мы обнаруживаем скрытые механизмы, которые направляют наш ум в скованные, ограниченные состояния, и понемногу движемся к освобождению от них. Это всё часть большого плана.
Вернёмся к «чёрной пятнице» и тому, почему лучше не поддаваться на всеобщую истерию погони за скидками. Успех «чёрной пятницы» и других массовых консьюмер-психозов во многом основан на феномене, который называется FOMO — fear of missing out или страх упущенной выгоды. В онлайн-версию Оксфордского словаря понятие FOMO вошло в 2013 году. Там оно определяется как «беспокойство из-за того, что где-то сейчас происходит заманчивое или интересное событие».
По сути, FOMO — это уязвимое состояние ума, в котором вместо гармоничного восприятия себя и своих возможностей, присутствует ощущение тревоги, связанное со страхом что-то упустить.
То есть существует положительная корреляция между выручкой торговых сетей в «чёрную пятницу» и градусом психоза в умах потребителей. В данном случае FOMO выступает как триггер для срабатывания механики временных скидок в целом и «чёрной пятницы» в частности. Но успешность этого триггера определяется общим уровнем тревожности человека.
То есть, чем больше новостей про пандемию и падение экономики мы слышим, тем выше уровень нашей тревожности, тем уязвимее мы для таких синдромов, как FOMO, и тем сложнее нам сопротивляться порыву купить что-то ненужное с большой скидкой.
Кроме того, что FOMO — это крайне неэкологичное состояние ума, связанное с повышенным уровнем стрессовых гормонов в организме, это ещё и неэкономично (несмотря на скидки), ведь когда мы действуем в интересах торговых сетей, это вряд ли можно назвать оптимальным распределением собственных ресурсов.
Подсознательной целью большинства подобных компульсивных, «мотивированных» покупок является снижение уровня тревожности или заполнение внутреннего эмоционального вакуума. С вакуумом вопрос обстоит сложнее (см. пост про «Эрзацы» в инстаграме), а вот с тревожностью можно и нужно работать напрямую, снова и снова приводя ум в сбалансированное, расслабленное состояние при помощи медитации. Тогда ум привыкает к тому, что существует другая последовательность действий при стрессе и тревоге, чем поедание сладкого, компульсивные покупки и сериалы. Это формирует новые, более крепкие нейронные пути, которые, в конечном итоге, становятся более предпочтительными при формировании реакции на стресс или тревогу.
Медитация в целом имеет тенденцию постепенно снижать количество автоматических действий, которые выполняет ум, тем самым высвобождая его ресурсы. Поэтому говорят, что медитирующий человек более производителен, но при этом более расслаблен. И хотя цель медитации выходит далеко за рамки того, чтобы не тратить лишние деньги, покупая ненужные товары со скидкой, это тоже становится частью нового образа жизни. https://telegra.ph/file/7d2b6309020b2839c198e.jpg
5381