Стокгольмский синдром
Интересный феномен нашей психики — когда жертва насилия начинает испытывать симпатию к захватчику и мучителю. Почему это происходит?
⠀
Начнём с истории: впервые на такую реакцию обратили внимание после захвата террористами банка в Стокгольме в 1973 году. Заложники остались живы-невредимы, а после освобождения помогали искать адвокатов для тех, кто держал их в страхе и заточении.
Они сошли с ума? Нет, это нормальная реакция психики на серьёзно травмирующую ситуацию — когда речь идёт об угрозе жизни.
⠀
Этот синдром развивается потому, что мы не можем долго находиться в состоянии страха и сопротивления. Начинаем адаптироваться к происходящему, чтобы не не впадать в панику и истерику, не истощить нервную систему. Кроме того, мы понимаем, что бессильны, что живы до тех пор, пока захватчику это выгодно. Что единственной защитой для нас будет терпимое отношение к нам с его стороны. И начинаем неосознанно делать всё, чтобы такое отношение к себе сохранить. А дальше мы начинаем толковать его действия в свою пользу и постепенно к нему привязываемся.
Такой вот своеобразный адаптивный механизм нашего сознания.