Прокрастинация - лучшая подруга перфекционизма
Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Перфекционизм (англ. perfectionism; от perfect - совершенный, безупречный) - стремление к совершенству".
На первый взгляд, это может показаться странным. Как же так?! Прокрастинатор откладывает дела на потом, а перфекционист, стремится сделать все, как можно лучше.
Вопрос - Откуда растут ноги? Как человек становится перфеционистом?
- Все просто. Когда малыш подходит с маме, показывает свой рисунок, а мама вместо: «Как мне нравится твой рисунок», говорит «Можно лучше». Здесь и начинается гонка за эфемерным «лучше», которого на самом деле просто НЕТ. Чаще всего, это касается всех сфер жизни ребенка. Вместо: «Какая ты молодец! Всего две четверки в году», мы слышим «Ну да, две четверки, а могла бы и на «отлично» закончить», вместо: «Классно, ты заняла второе место в конкурсе», мы слышим: «Ну что, опять до первого не дотянула. Стараться нужно», вместо: «Я рада, что тебе нравится Коля», слышим: «Он же недотепа, да и учится на тройки, поищи кого-нибудь поперспективнее». Думаю, что многие из Вас смогу привести еще не один подобный пример.
Ребенок старается сделать все, как можно лучше, что бы получить одобрение мамы, а это «лучше» все не случается, и тогда он осознает свою «плохость» - «Я не могу сделать так, что бы мама радовалась, значит, я плохой».
В последующем, такой ребенок (взрослый), начинает тормозить начало нового или важного дела, т.к. не уверен в том, что он может сделать его идеально, а «кое-как» сделать просто нельзя. Парадокс, ведь ребенок вырос, мама уже ничего не контролирует (возможно, что ее уже нет на этом свете).
Вопрос - В чем сложность?
- У нас уже есть свой личный «внутренний критик», который всегда с нами.
Вопрос - Откуда же он взялся?
- Он интериоризировался, т.е. извне проник внутрь и поселился там «(интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта». Теперь он всегда с нами. Теперь мы это делаем сами с собой, нам уже не нужен внешний помощник, мы хорошо усвоили уроки обращения с собой. Мы же отличники! Вот только, радости почему-то нет и делать ничего не хочется.
Вопрос - Что же делать теперь?
1. Не винить родителей во всех смертных грехах. С ними тоже что-то делали, что бы они стали такими, какими стали.
2. Заниматься собой. Важно не то, что сделали из нас, а то, что мы сами сделали из того, что сделали из нас.
3. Разрушить иллюзии о себе. Узнать себя реального. Признать и принять свои ограничения.
4. Наблюдать за внутренним критиком. Научиться замечать его. Научиться оппонировать ему.
5. Тренировать навык «Сойдет и так», т.е. каждый день делать одно дело не на 5+, а на «хорошо» или «удовлетворительно». Это может быть какое-то очень простое дело – оставить одну недомытую чашку в раковине, не застелить постель и т.д. Это упражнение нужно для того, что бы заметить, что мир не рушится, что жизнь не останавливается, когда мы что-то делаем не на «5+».
6. Научиться хвалить и защищать себя, т.е. стать для себя добрым и справедливым "родителем".
7. Позволять себе ошибаться.
«Вырвать с корнем» перфекционизм не удастся, но уменьшить его влияние на себя и на свою жизнь, это вполне реальная задача. Все это возможно сделать в работе с психологом.
Что Вы получите в результате?
Легкость, радость, удовольствие, сладкое предвкушение, от неизвестного и манящего нового дела. Приобретаете уверенность и веру в себя, уважение и любовь к себе!
5486