Назад

​​неСВОБОДНЫЙ УМ  Часть 2 Мы продолжаем описывать механизмы «когнитивного...

Описание:
​​неСВОБОДНЫЙ УМ  Часть 2 Мы продолжаем описывать механизмы «когнитивного автопилота»   Эффект Гало Тенденции нашего ума упрощать вещи, не обладая достаточной информацией, часто приводят к ошибкам в суждениях. Это очень опасный механизм, который способен влиять на наши поступки.  В психологии эффект Гало означает когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чём-либо на восприятие его частных особенностей. На волне популяризации частных инвестиций в фондовый рынок, которая произошла в 2020 году, Университет Беркли провёл исследование, которое показывает, что рядовой частный инвестор будет склонен принять решение о покупке акции, если ️  у него в этот день хорошее настроение ️  и если в течение дня он встретит 2-3 упоминания об акции в позитивном ключе. При том, что в США 52% взрослых имеют сбережения на фондовом рынке, а фондовый рынок в значительной степени определяет параметры работы всей экономики, эта когнитивная особенность в итоге влияет на экономику, делая её менее рациональной и менее предсказуемой. А в контексте конкретного инвестора, сокращает его шансы на рост сбережений в долгосрочной перспективе. Эта тенденция показывает, что наш ум склонен экономить силы и выносить быстрые решения, часто опираясь на недостаточное количество информации, если не вносить в процесс мышления элемент осознанности. Склонность к подтверждению Это тенденция состоит из двух разновидностей, которые можно описать как:   склонность людей соглашаться с информацией, которая подтверждает их взгляды;   склонность людей не использовать критическое мышление, воспринимая информацию.  Для иллюстрации мы рассмотрим последний вариант (с восприятием  информации). Эту тенденцию показывает опыт, часто проводимый учёными, исследующими поведение. На единственный заданный вопрос «хороший ли человек Иван?» большая часть людей ответит утвердительно, так как, за неимением дополнительной информации, ум автоматически подтверждает предлагаемую идею. Эта тенденция лежит в основе эффективности любой пропаганды, а также большей части техник убеждения из Чёрной риторики и НЛП. Как и «эффект Гало», «склонность к подтверждению» возникает из-за того, что наш мозг склонен делать поспешные выводы, что часто ведёт к ошибкам, так как у человека может не быть достаточно информации для принятия адекватного решения. Наш ум полагается на неверные  предположения и упрощения, чтобы заполнить недостающие блоки информации, что ведёт к неверным умозаключениям. Продолжение в следующей части... https://telegra.ph/file/919f2ef35b102cceaf10c.jpg

Похожие статьи

​​неСВОБОДНЫЙ УМ
 
В недавней статье «Привычка быть счастливым»  мы обсуждали...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ   В недавней статье «Привычка быть счастливым» мы обсуждали...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ   В недавней статье «Привычка быть счастливым» мы обсуждали асимметричность в  эмоциональном восприятии окружающего мира и то, как на неё можно влиять. В этой статье мы продолжим исследовать асимметричность, но уже в когнитивном восприятии — в формировании суждений и мнений.   Сама по себе асимметричность восприятия не является проблемой, если мы её осознаём и можем использовать в своих целях. Постепенное снижение автоматических, неподконтрольных нам шаблонных реакций является очень важным этапом на пути обретения внутренней свободы. Ведь свобода — это не какое-то особое состояние, которое приходит вследствие специальных эзотерических или энергетических практик, но результат тщательного исследования своего ума на всех уровнях и его последующее раскрепощение и расслабление. Асимметричность эмоционального восприятия (о которой мы говорили ранее) на практике означает склонность к тому, чтобы окрашивать происходящее в те или иные эмоциональные тона, что может оказывать значительное влияние на качество жизни человека, независимо от его объективных обстоятельств. Асимметричность когнитивного восприятия работает иначе: некоторые особенности работы нашего мозга приводят к формированию автоматических, неполноценных или преждевременных суждений, опираясь на привычные шаблоны и субъективное восприятие окружающей действительности. Это можно охарактеризовать как когнитивный «автопилот», действие которого приводит к тому, что мы не всегда осознаём ход наших мыслей или предпринимаемые нами действия. Ниже мы обсудим некоторые из этих механизмов и увидим, что наш мозг склонен активно экономить силы и часто идти по пути наименьшего сопротивления. Это, как и любая неосознанная асимметричность восприятия, сокращает нашу свободу и привносит автоматизм в наше поведение, лишая спонтанности и доступа к эмоциональным ресурсам.   Прайминг или предопределение Самым простым примером этого феномена является лингвистический прайминг. Прочтите следующие слова: РЫЦАРЬ, ЩИТ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ А теперь скажите, какая буква пропущена в этом слове: М__Ч   Теперь прочтите эти слова: ФУТБОЛ, СПАРТАК, ВОРОТА Скажите, какая буква пропущена теперь: М__Ч   Это самый простой пример, который указывает на обширный механизм, работающий в нашем мышлении — прайминг.  В  психологическом аспекте «прайминг» (от англ. priming — грунтовка) означает фиксирование установки, или «эффект предшествования». Теперь давайте посмотрим, как прайминг может влиять на мысли и поступки в более практическом ключе. Исследования, проведённые Kathleen D. Vohs, профессором факультета маркетинга Университета Миннесоты, показали, что концепция денег способна на подсознательном уровне предопределять суждения и действия людей. В проведённом ею эксперименте группе людей показывали изображения денег в разных формах, а контрольной группе показывали обычные картинки. По окончании демонстрации участников эксперимента помещали в различные социальные ситуации и исследовали их реакции. Выяснилось, что группа, которой показывали изображения денег, существенно меньше стремилась к тому, чтобы вовлекаться в потребности других людей. В частности, представители этой группы хуже реагировали на просьбы и меньше обращались за помощью к другим. Выводом её работы стало утверждение, что жизнь в обществе, ориентированном на деньги как на основную ценность, снижает степень альтруизма в людях через механизм прайминга. Продолжение в следующей части... https://telegra.ph/file/4c5426fc802293f469029.jpg
925 

24.02.2021 10:41

​​неСВОБОДНЫЙ УМ 

Часть 3

Мы продолжаем описывать механизмы «когнитивного...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ Часть 3 Мы продолжаем описывать механизмы «когнитивного...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ Часть 3 Мы продолжаем описывать механизмы «когнитивного автопилота».  Эвристика Способность ума использовать короткие пути, чтобы принимать быстрые решения. Зачастую мы оказываемся в ситуациях, в которых нам необходимо принимать быстрые решения. Чтобы помочь нам с этим, ум вырабатывает короткие пути (shortcuts), чтобы помочь нам мгновенно понять и оценить окружающую обстановку. Это называется  эвристика.  В большинстве случаев этот процесс бывает полезен. Проблема в том, что наш ум склонен излишне часто прибегать к нему, применяя его в неподходящих ситуациях. Существует два вида эвристики: Эвристика подмен   Эвристика доступности Эвристика подмен — это когда мы отвечаем не на поставленный вопрос, но на его упрощённую, более удобную форму.  Например, при ответе на вопрос «Стоит ли откладывать средства на пенсию сейчас, пока впереди ещё 10–30 лет до пенсии?» — ум склонен подменить формулировку на «Готов ли я сейчас начать откладывать на пенсию?», тем самым переводя вопрос из рациональной области, где требуются расчёты, анализ и решения, которые могут сократить текущую свободу, в эмоциональную область. И решение зачастую принимается неверное относительно своей ситуации. Эвристика доступности Тенденция переоценивать или недооценивать вероятность наступления события, исходя из частоты упоминаний о нём или сложности в понимании этого явления. Например, в самом начале пандемии значительная часть людей, несмотря на научные доказательства опасности COVID-19, была склонна недооценивать его потенциальный эффект и опасность, исходя из того, что среди их знакомых никто не болел и информация о нём не была так доступна, как сегодня. Ментальные образы Это один из главных элементов, который в ответе за работу «когнитивного автопилота». Для взаимодействия с окружающим миром ум формирует ментальные образы или застывшие картинки, которые использует как базис для взаимодействия с объектами или ситуациями. Самый простой пример: когда люди думают о лете, им приходит в голову солнце, пляж, тепло и прочие атрибуты этого времени года. И когда прогноз погоды в июне показывает +15, мы видим, что многие люди одеты в футболки и шорты. Но когда такие же цифры показывает термометр в октябре, то таких людей гораздо меньше. Потому что у большинства осень ассоциируется с другими ментальными образами и решение о подходящей одежде принимается исходя из них. Сам пример очень простой. Однако механизм, лежащий в его основе, является одним из ключевых когнитивных омрачений, ответственных за наши страдания. Склонность ума формировать застывшие «слепки» реальности приводит к тому что, когда этот «слепок» неизбежно расходится с реальным положением дел, которое всегда в движении, человек испытывает дискомфорт или страдания, в зависимости от диапазона расхождения. Продолжение в следующей части... https://telegra.ph/file/aeb9922837b42b388e713.jpg
888 

27.02.2021 11:32

​​неСВОБОДНЫЙ УМ 

Часть 4

Выводы

Приведённые примеры «когнитивного...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ Часть 4 Выводы Приведённые примеры «когнитивного...
​​неСВОБОДНЫЙ УМ Часть 4 Выводы Приведённые примеры «когнитивного автопилота» являются лишь незначительной частью тех внутренних механизмов, которые делают из нас роботов. В действительности их гораздо больше. А если учесть, что над задачей сокращения активности нашего критического мышления активно трудятся маркетологи, нейромаркетологи, политики и многие другие заинтересованные товарищи, то без осознанных усилий по освобождению своего сознания от этих внутренних и внешних пут шансы на успех ничтожно малы. Если взять только материал из статьи «Привычка быть счастливым» и этой статьи, то уже получится очень внушительный список внутренних ограничений и методов работы с ними. Но на самом деле наш ум гораздо более сложный и многомерный, чем просто набор коротких и понятных механизмов. И поэтому многие приходят к пониманию, что для эффективного движения по этому пути требуется проводник или Учитель. Я традиционно не пропагандирую никакую конкретную конфессию или учителя, но иногда рассказываю о том, как тот или иной вопрос освещен в буддизме. Делаю я это не с целью вербовки новичков, а лишь потому, что с этой традицией я знаком лучше, чем с другими.  В контексте сказанного эта статья завершится не совсем обычной формой опроса. Предлагаю проголосовать, какую ролевую модель вы скорее выбрали бы в качестве проводника. Постарайтесь голосовать не думая. Голосуйте сердцем https://telegra.ph/file/ad5dd11011f0a5606a46b.jpg
920 

27.02.2021 11:35

По всем вопросам пишите на admin@knowself.ru