...
Нарушения в функционировании Id встречаются очень часто. Любые зависимости имеют их в своем основании: неважно, испытываешь ли ты тревогу, или тоску, или злость - ты закуриваешь сигарету, переедаешь, долбишься в компьютерные игры или написываешь сообщения объекту своей зависимости. Попытка удовлетворения разных потребностей одним и тем же способом - нарушение Id.
Personality нарушается, когда человек имеет нереалистичные представления о себе («я - плохой специалист», «я- неудачница», «я могу достигнуть всего, если только этого захочу и хорошенько постараюсь») или ориентируется на те знания о себе, которые не оптимальны для данной конкретной ситуации (было бы крайне неудобно, если бы ваш терапевт общался с вами как со своим лучшим другом, а своих друзей стремился поскорее «вылечить»).
Ego не может оптимально функционировать, если любая из двух других функций (или тем более - обе) работают с ошибками. То есть человек не сможет сделать наиболее подходящий и удовлетворяющий его выбор, если он имеет неверные представления о себе и/или не ощущает своего актуального состояния во всей его полноте, включая эмоции, потребности и побуждения. Если человек делает выбор на основе неверной или неполной информации, то по сути это является скорее вынужденной мерой, чем свободным, ответственным шагом.
Примеры:
Если я уверена в том, что не смогу обеспечить свою жизнь самостоятельно, в то время как это не так (нарушение Personality), у меня не появится возможности даже попробовать. Страх, возникающий из этого убеждения (или убеждение, возникающее как объяснение этого страха) будет ограничивать мой выбор.
Если я не распознаю сигналы тела, трезвонящие мне о моей злости, я не смогу выразить недовольство и отстоять свое личное пространство (застолбить за собой кружку на работе, к примеру). В этом месте я лишена варианта сказать «стоп», «нет», «мне так не подходит». Я вынуждена мириться с происходящим, потому что кажется, будто бы все в порядке.
Если попробовать это иллюстрировать, получится такая картинка. Вам предлагается открыть кладовую и выбрать оттуда любую вещь, которую вам только захочется. Вы открываете эту кладовую, но там совершенно темно. Достаете фонарь, ставите его на пол (или на какую-то из полок), и вашему взору открывается достаточно ограниченный кусочек пространства этой комнаты. Какие-то вещи, которые вы уже видите, вы можете взять и использовать, однако все остальное, покрытое мраком, вам не доступно. Если не осветить фонарем всю кладовую, ваш выбор будет не совсем полноценным. Вы можете потянуться за симпатичной шкатулкой и не заметить, что в глубине лежит книга, которую вы разыскивали по букинистическим магазинчикам несколько лет. Вы были бы ей несказанно рады!
Я не знаю чего хочу, потому что я не привык спрашивать себя об этом. Не проявлял достаточно внимания и интереса к себе в этом месте. Не давал себе достаточно времени на то, чтобы это выяснить.
Я не могу опираться на себя, потому что я не слышу и не знаю себя. Мне не на что опираться, потому что мои потребности, которые могли бы стать моим ориентиром, заглушены, а мои представления о себе искажены.
Я не могу делать дело, которое мне нужно, потому что на самом деле я этого не хочу. И не могу смириться с тем, что при любом моем выборе мне придется с чем-то попрощаться - либо с результатами этого дела, либо со своими комфортом и нервами.
Ну и конечно, в вопросах выбора всегда важна эта мысль: когда мы выбираем что-то одно, мы отказываемся от чего-то другого («мне не подходит моя работа, но я ее не меняю, потому что мне страшно делать этот выбор, и сейчас я отказываюсь искать новую работу и выбираю не пугать себя еще сильнее»). Если же отказа не произошло и ответственность не принята («я выбираю оставаться на неподходящей мне работе и чувствую себя жертвой обстоятельств»), значит и выбор до конца не совершен.
5851