Десять лет назад я впервые пришла в кабинет психотерапевта. Пришла примерно так же, как большинство людей приходили на терапию десять лет назад: как в анекдоте про копье в спине, которое мешает спать. Так-то, мол, все хорошо, только по вечерам заранее боюсь завтра вставать с кровати и живу какую-то не свою жизнь.
Первым большим инсайтом, после которого я почувствовала облегчение, стало доктор-хаусовское "Все врут". Я шла пешком с сессий домой и думала, что люди говорят, что хотят жить свою жизнь, но на самом деле не очень-то и хотят. Потому что - а вдруг правда будут? Это же все изменит. И непонятно, в какую сторону. А о чем в полночь пить кофе с друзьями, если не о том, как все не то, а должно быть по-другому? А о чем я буду утром у кулера жаловаться коллегам? А посты в жж писать? Да и вообще, люди рядом со мной выдержат, если я буду на своем месте, любящей свое дело, проявленной и реализованной?
Стало понятно, во-первых, что в моей жизни многое завязано на том, что я этой жизнью недовольна. Несущая конструкция. А во-вторых, что именно поэтому так трудно что-то менять. Вот эти все советы-свои-себе-посоветуй из пабликов с цитатами: принять единственность своей жизни, впечатлиться и срочно начать делать то, что хочешь, и, разумеется, получать от этого финансовую отдачу вместе с глубоким моральным удовлетворением.
Честное слово, попустило. Когда вроде бы всеми силами пытаешься что-то изменить, а каменный цветок все не выходит, несмотря на солидное количество вложенных усилий, бывает целебно посмотреть, что не дает меняться. Увидеть, что там бывают такие корни, что не пустят никуда с насиженного пятачка земли, пока не начнешь их бережно раскапывать.
Сейчас, десять лет спустя, когда я уже не только клиент, но и терапевт, из этого понимания вырос один из принципов, на которые я опираюсь в работе: прежде, чем что-то добавлять, проверь, не нужно ли что-то убрать. В нас от рождения заложена потребность и возможности расти и реализовываться. Вырастать до своего места в мире и полноправно его занимать. Мощь человеческой психики и ее трансформационная способность огромны. И если эта мощь и способность не делают свою работу, им что-то мешает. Что-то равноценно сильное.
Психическая реальность - штука гибкая. Если в ней появляется непреодолимый конфликт, она начинает организовываться так, чтобы обрасти вокруг конфликта как дерево вокруг металлической ограды. Включить его и найти способ жить с этим непреодолимым.
Неделю назад я выступала на предпринимательской конференции и говорила про (не)видимость.
Быть невидимым — хорошо знакомая и, казалось бы, безопасная стратегия. Как и "жить не свою жизнь". Часто кажется, что если показывать себя вполсилы, выходить к людям одним бочком и на полшага, можно контролировать реакцию других и избежать встречи со своими страхами. Представьте, что вам все время приходится носить одежду на три размера меньше. К этому можно привыкнуть и со временем даже не замечать дискомфорт. Но ваше тело точно почувствует себя по-другому, если переодеть его в одежду по размеру. Отдать возможность самореализации в обмен на чувство безопасности — это жить в костюме, который мал: отказываться от воплощения своих идей и достойных чеков за свою работу.
Быть видимым - состояние одновременно желанное и пугающее. Особенно когда потребность в видимости не закрывается только близкими людьми и теплым кругом. Когда есть свое дело, бизнес или творческий проект, а у него - аудитория, к ней нужно выходить и стоять перед ее лицом. Показывать себя. И знать, что тебя увидят.
Тревожненько? Тревожненько.
Особенно если когда-то быть видимым было опасно и это знание прописалось внутри: если тебя увидят, то засмеют, застыдят, отберут твое или просто-напросто сглазят. Для многих это реальный опыт личного прошлого. И почти для всех, чей родной язык - русский, это реальный опыт из семейной системы. Подумайте о последних ста годах в истории того места, где вы родились и росли. Как там с тем, чтобы быть видимым? Жить и говорить вслух о своих ценностях, принципах? Реализовываться и быть успешным, в том числе, материально?
3171